5 основных изменений в жизни инвалидов в 2016 году

3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106, Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ). Согласно этому документу, государство должно принимать по отношению к инвалидам все необходимые, в том числе законодательные меры, обеспечивающие им равные с другими лицами условия для реализации прав человека без какой бы то ни было дискриминации.

В нашей стране уже 15 лет действует специальный закон о правах инвалидов (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; далее – закон о защите инвалидов). Однако законодатель решил предоставить этим лицам дополнительные гарантии, и соответствующий закон вступил в силу 1 января 2016 года (Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»; далее – Закон № 419-ФЗ). Информационный портал Dislife рассмотрел, какие нововведения ждут инвалидов в новом году.

Изменение порядка установления инвалидности

Согласно данным Росстата, по состоянию на 1 января 2015 года в России насчитывалось почти 13 млн инвалидов, в том числе 605 тыс. детей-инвалидов. В настоящее время при установлении им группы инвалидности и категории «ребенок-инвалид» используются два критерия: «ограничение жизнедеятельности» и «степень расстройства функций организма». При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (ст. 1 закона о защите инвалидов). С 1 января 2016 года данный критерий не будет применяться при установлении группы инвалидности и категории «ребенок-инвалид» – он останется лишь для целей признания лица инвалидом и составления ему индивидуальной программы реабилитации.

Если сегодня группа инвалидности присваивается в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма (п. 7 Правил признания лица инвалидом), то с нового года группа инвалидности будет определяться в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма. Аналогичные изменения коснутся и порядка установления категории «ребенок-инвалид». Дело в том, что установление степени ограничения жизнедеятельности подразумевает субъективную оценку – оценивается способность человека к общению, обучению, контролю за своим поведением и т. п. (разд. III Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы). А вот степень выраженности стойких расстройств функций организма уже можно подтвердить объективно на основе медицинского обследования.

Правило о применении критерия «ограничение жизнедеятельности», основанного на нозологии [учение о болезни. – Ред.], при установлении группы инвалидности уже давно подвергается критике. Так, сопредседатель Координационного совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности ОП РФ Елена Клочко отметила: «За этим критерием «стоит» только диагноз. При этом непонятно, в какой конкретно помощи нуждается инвалид, и как она ему будет оказываться. Например, указан диагноз «ДЦП», но при одних ДЦП интеллект остается сохранным, при других – происходят интеллектуальные нарушения. Дети с разными формами заболевания требуют предоставления совершенно разного перечня услуг. Например, в одном случае ребенку с ДЦП для получения образования необходимо обустроить специальное место, в другом – прикрепить помощника, а третьем – оказать дополнительную коррекционную помощь». МКФ, основанный на «социальной модели» инвалидности, является более гибким инструментом, чем МКБ, основанный на «медицинской модели» – такие законодательные изменения приняты уже и в международной практике.

Введение понятия «абилитация инвалида»

В Законе № 419-ФЗ появилось новое понятие: абилитация инвалидов. Это система и процесс формирования отсутствующих у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (п. 9 ст. 5 Закона № 419-ФЗ). Сегодня в законодательстве есть только понятие реабилитации, которая подразумевает восстановление (полное или частичное) способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности (ст. 9 закона о защите инвалидов).

Как и реабилитация, абилитация направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. При этом основные направления абилитации такие же, как и реабилитации: реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение, профессиональная ориентация, социальная адаптация, медицинская реабилитация, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт и др.

По мнению Елены Клочко, введение понятия «абилитация инвалида» абсолютно оправданно. «Раньше государство представляло себе инвалида как человека с сохранным интеллектом, «опорника», преимущественно получившего хорошее образование, чья инвалидность связана с травмами. При этом значительная часть людей с инвалидностью (а особенно детей – до 60% среди них, признаваемых инвалидами в последнее время) имеют нарушения интеллекта. Им как раз и нужна абилитация. Реабилитация – это восстановление утраченных функций, а абилитация – обучение тому, чего человек никогда не умел. Поэтому я приветствую закрепление абилитации на законодательном уровне», – высказалась она.

Появление индивидуальной программы абилитации инвалида

С введением абилитации появится и индивидуальная программа абилитации инвалида. Сегодня, напомним, формируются лишь реабилитационные программы (ст. 11 закона о защите инвалидов). Программа абилитации будет разрабатываться и реализовываться по тем же правилам, что установлены для программ реабилитации. Это означает, что работу над программой абилитации будут проводить бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) (п. 1 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида). При этом содержание программы абилитации должно быть доведено до инвалида или его законного представителя в доступной форме.

Бюро СМЭ обязаны будут направлять выписки из индивидуальных программ абилитации инвалидов в государственные учреждения, которые предоставляют необходимые услуги или средства абилитации (п. 10 ст. 5 Закона № 419-ФЗ). Исполнители будут отчитываться о проведенных мероприятиях перед федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы. В свою очередь федеральные учреждения медико-социальной экспертизы будут обмениваться сведениями с органами службы занятости в целях содействия занятости инвалидов (п. 2 ст. 1 Закона № 419-ФЗ). Разработчики Закона № 419-ФЗ считают, что данные меры позволят повысить обязательность и эффективность выполнения абилитационных мероприятий, предусмотренных программой.

«Мы рассчитываем, что с появлением понятия «абилитация» сотрудники бюро МСЭ будут включать в индивидуальные программы психолого-педагогическую коррекцию и социальную адаптацию», – отметила Елена Клочко. Она рассказала, что в России пока нет поставщиков услуг для этой категории инвалидов, кроме некоммерческих организаций. «Как правило, все они созданы родителями, которым некуда отдать своих детей с интеллектуальными нарушениями, поведенческими расстройствами и тяжелыми сочетанными нарушениями», – поделилась эксперт.

Запуск федерального реестра инвалидов

Эксперты давно высказывались за необходимость создания федерального реестра инвалидов, и вот с 1 января 2016 года он должен появиться (п. 5 ст. 5 Закона № 419-ФЗ). В данной системе будут содержаться сведения о группе инвалидности, ограничениях жизнедеятельности, нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, а также о рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятиях, денежных выплатах и иных мерах социальной защиты.

Оператор системы, которым выступает Минтруд России, будет получать указанные сведения от ФСС, ПФР, федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и иных организаций.

Кто будет иметь доступ к данным реестра и в каком порядке он будет использоваться, пока не известно – это предстоит определить правительству. К слову, весной 2015 года Минтруд России подготовил и представил два проекта постановления Правительства РФ о порядке формирования, ведения федерального реестра инвалидов и использования содержащихся в нем сведений1. Более поздний из них предусматривает, что оператор реестра инвалидов обязан обеспечить свободный доступ к статистическим данным, полученным в ходе обработки сведений из реестра инвалидов, на своем официальном сайте. Кроме того, оператор реестра инвалидов должен ежемесячно проводить сверку сведений, содержащихся в указанном реестре, с информационными ресурсами ПФР на предмет соответствия учетных данных инвалидов. Однако в связи с тем, что оба проекта так и не продвинулись дальше стадии публичного обсуждения, обязанности оператора реестра инвалидов еще подлежат уточнению.

Создание Федерального реестра инвалидов – безусловно прогрессивная вещь, которая должна позволить увидеть нужды людей с инвалидностью. Но уже сейчас специалисты отмечают определенные недостатки реестра. «В федеральном реестре инвалидов будет содержаться информация о нуждаемости человека в технических средствах реабилитации. Это неплохо, но почему бы не указать в реестре нуждаемость во всех услугах? Это позволит государству понимать, в чем будет инвалид с детства нуждаться во взрослом возрасте, сможет ли он получить образование и интегрироваться в социум или ему потребуется социальное сопровождение в течение всей жизни, и т. д.», – задается вопросом Елена Клочко.

Предполагается, что федеральный реестр инвалидов позволит учесть все индивидуальные потребности людей с инвалидностью, начиная с раннего возраста, и подобрать для них наиболее оптимальное образовательное учреждение, а затем и место работы. «Теперь есть надежда, что тех инвалидов, которые не получают реабилитационные услуги или получают их недостаточно регулярно, заново «пересчитают», и им что-то достанется «со скудного стола государственной социальной поддержки» в виде денежных выплат и иных мер социальной защиты», – высказалась президент РОО «Общество поддержки родителей с инвалидностью и членов их семей «Катюша» Наталья Присецкая.

Развитие безбарьерной среды

Законодатель постарался уделить особое внимание формированию безбарьерной среды – необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации. Действующим законодательством предусмотрена обязанность государственных и муниципальных органов обеспечить беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры и беспрепятственное пользование транспортом, а также средствами связи и информации (ст. 15 закона о защите инвалидов). Однако эта обязанность не конкретизирована, что и призван исправить Закон № 419-ФЗ.

Так, с 1 января 2016 года федеральные и региональные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм будут обязаны продублировать необходимую для инвалидов информацию на шрифте Брайля, а световые сигналы светофоров – звуковыми сигналами.

Инвалиды, имеющие стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, получат право на бесплатное сопровождение на территории объектов инженерной и транспортной инфраструктур – дорогах, аэропортах, причалах, вокзалах и т. д. Закон № 419-ФЗ предусмотрел также, что у инвалидов должна быть возможность беспрепятственного пользования городскими, пригородными и междугородними электричками, а также беспрепятственный доступ к местам отдыха и предоставляемым в них услугам. Речь идет об оборудовании их пандусами, дублировании информационных табличек на шрифте Брайля, предоставлении бесплатного сопровождающего и т. д.

Важно, что все эти требования распространяются в обязательном порядке только на те объекты, которые с 1 января 2016 года будут введены в эксплуатацию впервые или после реконструкции либо модернизации (ч. 3 ст. 26 Закона № 419-ФЗ). Однако собственники существующих объектов все равно обязаны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, даже если полностью приспособить объект под нужды инвалидов невозможно. При этом данные меры должны быть согласованы с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района или городского округа.

Собственникам объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур предписано по возможности обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (п. 12 ст. 5 Закона № 419-ФЗ).

По оценкам общественных организаций инвалидов, большинство существующих жилых зданий и помещений не соответствуют требованиям их доступности для инвалидов (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»). Для решения этой проблемы новый закон возложил на государственные и муниципальные органы обязанность по созданию инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу многоквартирного дома для вновь возводимых сооружений (ст. 17 Закона № 419-ФЗ).

Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур повлечет, как и сегодня, наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., на юридических лиц – от 20 тыс. до 30 тыс. руб. (ст. 9.13 КоАП РФ).

До принятия Закона № 419-ФЗ основные меры по созданию безбарьерной среды регулировались специальной государственной программой «Доступная среда» на 2011-2015 годы (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 297). Эта программа продлена до 2020 года (постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297). В следующем году начнется III этап ее реализации – и на данные цели в 2016 году планируется выделить из бюджета почти 48 млрд руб., что на 10 млрд руб. больше, чем в текущем году.

«Будучи депутатом, я тесно взаимодействовал с обществом инвалидов и обществом слепых, работающих на территории городского поселения Видное. Поэтому я не понаслышке знаю, что многие годы проблемы инвалидов не решались, а в советское время их и вовсе не замечали. И только в последнее время началось какое-то «движение». Например, благодаря принятым поправкам ужесточились требования к оборудованию общественных мест, в том числе торговых предприятий. Кроме того, предполагается активная работа по приведению в соответствие с законом о защите инвалидов старых торговых объектов, медицинских и социальных учреждений, дорожно-транспортной системы. Благодаря Закону № 419-ФЗ миллионы людей смогут почувствовать себя полноценными членами общества», – выразил надежду политик, заместитель главы администрации г. п. Видное Роман Харланов.

Источник

Смотрите также
Комментариев нет

Оставить комментарий