АВА — прикладной анализ поведения

2 ноября 2019 г. в помещении КРОО «ГОРОД НАДЕЖДЫ» на улице К. Либнехта, д.14, корп. 1 состоялась встреча со специалистом по прикладному анализу поведения (АВА) Надеждой Агеевой.

На встречу были приглашены родители и специалисты, занимающиеся с детьми с ОВЗ, прежде всего с РАС — расстройствами аутистического спектра. Присутствовали преподаватели детского развивающего центра «Оранжевый город», проекта «Ступени», проекта «Я могу», психолог, сотрудничающая с КРОО «ГОРОД НАДЕЖДЫ» тренер по развитию социально-бытовых навыков и другие педагоги. Интерес к этой теме лиц, причастных к проблемам детей с РАС огромен, и всю информацию дать за одну встречу разумеется было невозможно. Сегодня Надежда, сертифицированный ава-терапист, прошедшая авторский курс Юлии Эрц обучения aba терапии, мама 5-летней девочки с РАС и действующий член КРОО «ГОРОД НАДЕЖДЫ» ознакомила нас с основными положениями и принципами прикладного анализа поведения.

АBA (Applaied behavior analysis) — это наука, целью которой является изменение и улучшение социально-значимого поведения любого человека. Достижение этой цели происходит с помощью определения факторов, которые воздействуют на это поведение и применения стратегий, которые опираются на научные принципы и законы формирования поведения. Обучение детей с PAC с помощью поведенческих подходов является наиболее эффективным, поскольку строится на индивидуальной основе.

Обучение всегда начинается с оценки навыков которыми уже владеет ребенок. Для удобства оценки и отслеживания овладевания навыком существуют специальные шкалы, продемонстрированные нам Надеждой. Начинать работать рекомендуется с так называемыми базовыми навыками — навыками просьбы, ожидания, гигиены и т. д. Существует методики формирования речевых навыков, навыков творческой деятельности, организации собственного досуга, академических навыков и т. д. Таким образом прикладной анализ поведения охватывает практически все сферы жизни ребенка с РАС.

Как пример цепочки поведения, Надежда привела схему выработки навыка «мытье рук». Сложное действие разбивается на простые, так называемые «реакции» и каждую реакцию необходимо отработать на 100%, без этого навык не будет сформирован. Для выработки навыка используются различные подсказки, которые по мере овладевания действием должны постепенно уменьшаться и исчезать. Наибольшую зависимость у ребенка вызывают вербальные (речевые) подсказки, от них следует уходить в первую очередь. Физические подсказки (работа «рука в руке») также надо по возможности постепенно убирать. Существуют визуальные подсказки (например, популярно визуальное расписание), моделинг (имитация), позиционные и жестовые подсказки и др.

Одним из инструментов прикладного анализа поведения и обучения детей с РАС является система альтернативной коммуникации для невербальных детей PECS (Picture Exchange Communication System (англ.) — Коммуникационная Система Обмена Изображениями (карточками). Как видно из названия, ПЕКС является альтернативной системой для общения, когда используются не слова, а картинки. Обучение PECS применяют среди аутичных детей, испытывающих речевые и коммуникативные затруднения, а также часто используют и при прочих проблемах, сопровождаемых «невербальностью» (ДЦП, ЗПР, тугоухость и др.). При правильно организованной работе с ПЕКС результат есть в 100% случаев.

Много внимания Надежда уделила вопросам нежелательного поведения и способам борьбы с ним. Все присутствующие сошлись во мнении, что проблема нежелательного поведения — тема для отдельной встречи, так как слишком важна и масштабна. Важно понимать, что нежелательное поведение может нести разные функции. Самое главное — при гашении такого поведения необходимо дать ребенку альтернативу и обязательно поощрять желательное поведение. Система поощрений также очень важна, способ и форма поощрения зависит от возраста, уровня развития и пристрастий ребенка. Начинают с простого — «вкусного» поощрение, желанной игрушки, просмотра мультфильма, прослушивания любимой мелодии, постепенно система должна усложняться и вводиться система жетонов.

Последний час встречи был посвящен разбору частных вопросов, волнующих родителей. Заинтересованность всех присутствующих была неподдельна, вопросы все не кончались. Встреча получилась очень интересная и полезная. Мы благодарны Надежде за уделенное время и надеемся, что эта встреча будет не последней.

Смотрите также