АВА-терапия и её роль в коррекции расстройств аутистического спектра

Аббревиатура ABA (Applied behavior analysis) в переводе на русский язык звучит, как прикладной анализ поведения (ПАП).

Прикладной анализ поведения (ПАП) — это научная дисциплина, одним из направлений которой является разработка вмешательств, направленных на изменение социально значимого поведения людей с расстройством аутистического спектра (РАС) и другими нарушениями развития.

Данные вмешательства, основанные на поведенческих принципах, рассматриваются, как возможность «исправления» траектории развития ребёнка с отставанием в развитии, то есть могут рассматриваться как лечение.

ABA-терапия широко признается во всём мире в качестве безопасного и эффективного лечения аутизма и других ментальных отклонений в развитии. Принципы и методы прикладного анализа поведения могут способствовать развитию таких базовых навыков, как зрительный контакт, понимание речи и имитация, а также сложных комплексных навыков, таких как, вокальная речь, чтение и понимание перспективы другого человека (Theory of mind – модель психического).

17 июля 2020 года Научно-практическим советом Минздрава России были одобрены Клинические рекомендации «Расстройства аутистического спектра у детей̆». В разработке данных рекомендаций приняли участие ведущие международные ученые, доктора и кандидаты медицинских наук, практикующие врачи (психиатры, неврологи) и клинические психологи, российские эксперты. Клинические рекомендации и изложенные в них тезис-рекомендации по диагностике, лечению, реабилитации обладают наивысшими из имеющихся в настоящее время уровнями достоверности доказательств и убедительности рекомендаций по РАС. Разработчики клинических рекомендаций проанализировали массив доступных научных данных и на основе принципов доказательной медицины, отобрали все безопасные и эффективные диагностические, лечебные и коррекционные вмешательства, которые рекомендованы к использованию в медицинской помощи людям с РАС.

Разработчиками клинических рекомендаций сделан вывод, что «специфических методов медицинской реабилитации РАС в настоящее время не существует. Современные научные данные не позволяют предложить более эффективного средства для преодоления ключевых дефицитов, связанных с РАС, чем постоянная абилитация на основе поведенческих, психологических и образовательных подходов.»

В перечне эффективных вмешательств присутствуют как комплексные, так и целевые вмешательства. Большую часть из рекомендованных подходов составляют вмешательства, основанные на методах прикладного поведенческого анализа (ПАП). К ним относятся:

– EIBI (early intensive behavioral intervention) – программа в основе которой лежит применение метода отдельных блоков (DTT);

– ESDM (Early Start Denver Model) – комплексная программа «Денверская модель раннего вмешательства для детей с РАС» в возрасте от 14 до 36 месяцев с целью развития речевых навыков;

– LEAP (Learning Experiences – An Alternative Program for Preschoolers and Parents – опыт обучения и альтернативная программа для дошкольников и их родителей) детям дошкольного возраста с РАС от 4 лет в полностью инклюзивной среде детских садов;

– TEACCH (Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children – лечение и обучение детей с аутизмом и сопутствующими коммуникативными проблемами;

– PRT (pivotal response training/teaching/treatment) – Тренинг ключевых реакций для развития речевых навыков у детей 2-6 лет;

– PECS (Picture Exchange Communication System) – система альтернативной коммуникации с помощью карточек;

– рекомендуется обучение родителей работе с нежелательным поведением детей и подростков с РАС до 18 лет с целью снижения проявления нежелательного поведения;

– рекомендуется использование методик и принципов прикладного анализа поведения для пациентов с РАС различных возрастов и для различных поведенческих исходов:

1. подкрепление,

2. гашение,

3. подсказки,

4. метод отдельных блоков (дискретных проб),

5. вмешательство, основанное на манипуляции предшествующими стимулами (антецедентами),

6. анализ задания (алгоритм задачи),

7. прерывание и перенаправление реакции,

8. дифференциальное подкрепление альтернативного/иного/несовместимого поведения,

9. обучение (тренинг) функциональной коммуникации,

10. задержка подсказки,

11. саморегуляция,

12. моделирование,

13. видеомоделирование,

14. сценарии,

15. визуальная поддержка

Как мы видим, некоторые методы на основе прикладного анализа поведения различаются по «фирменным аббревиатурам», таким как DTT (обучение отдельными блоками), PECS или Pivotal Response Training (PRT), в то время как другие методы используют принципы ABA в более широком смысле. Так, например, часть вмешательств на основе ABA может быть направлена на конкретные виды поведения, такие как обучение туалету, самостоятельному приему пищи или другим навыкам самопомощи. Другие же вмешательства являются комплексными, предназначенными для решения целого ряда областей обучения или сложных форм поведения (например: вербальное поведение, академические навыки, такие как чтение и счет или социальные навыки). Особое развитие в прикладном анализе поведения также получили натуралистические поведенческие стратегии (NET – обучение в натуральной среде, ESDM), в которых используются принципы анализа поведения, а также методы, основанные на теории развития.

Вмешательства, основанные на методах прикладного анализа поведения, могут привести к улучшению навыков общения, социальных взаимоотношений, игры, ухода за собой, самостоятельного досуга. Исследования показали, что многие дети с аутизмом испытывают значительные улучшения в обучении, общении и приспособляемости, когда они участвуют в качественных программах, основанных на прикладном анализе поведения. Некоторые дошкольники, которые участвуют в ранней интенсивной программе ABA в течение двух или более лет, приобретают достаточные навыки для обучения в общеобразовательных классах с небольшой или без дополнительной поддержки.

В целом, многочисленные исследования показали, что дети, получающие интенсивное вмешательство, основанное на прикладном анализе поведения, в большей степени улучшают свои навыки, чем дети, участвующие в других вмешательствах. Кроме того, родители детей, получающих ABA-терапию, сообщают о большем снижении ежедневного стресса, чем родители, чьи дети получают другие виды лечения.