Читайте детям сказки!

Татьяна Анатольевна Силаева

Учитель-логопед и мама ребенка с особенностями развития – Татьяна Анатольевна Силаева делится своим опытом чтения русских народных сказок детям.

В наше время часто можно услышать родительское непонимание по поводу необходимости чтения русских народных сказок, считая их несовременными, неинтересными.

К сожалению, традиция чтения детям сказок с красочными картинками, из которых они могут почерпнуть богатый словарный, фразовый и сюжетный материал, все более уступает практике «спихнуть» ребенка на телевизор или компьютер. При этом репертуар телевизионных передач и компьютерных игр часто не отслеживается взрослыми. Ребенок имеет дело со всем подряд, в том числе не только мало эстетичным, но и сомнительным в нравственном отношении. Это грозит не только недоразвитием речи, но и безвкусием, которое, к великому сожалению, сейчас в фаворите.

Одним из способов формирования у ребенка художественного восприятия, мышления, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях и, конечно же, развития речи является устное народное творчество. Разнообразие жанров устного народного творчества способствует освоению грамматического строя речи, позволяет запоминать слова и фразы слов, словосочетания.

Фольклорные сказки имеют в структуре простую рифму, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональные обращения. Развитие мозга и психики в онтогенезе так же имеет повторяющуюся структуру. Предлагая ребенку потешки и сказки, формируем ритм. А ритм – фактор работы тех структур мозга, которые обеспечивают усидчивость, тонус и концентрацию. Кроме этого, так как сказка имеет мощный эмоциональный подтекст, то включаются еще и такие эмоции как сопереживание, проработка страхов, радости и другие.

Слушая сказку, у ребенка работают сразу все отделы коры головного мозга: височные отделы – обрабатывают речевую сторону сказки, затылочные – позволяют представить образы героев и предметов, теменные – перерабатывают ощущения от движений и образов в пространственные системы, лобные – контролируют и обеспечивают интерес.

И, чтобы все эти процессы закреплялись, необходимо в раннем и дошкольном возрасте сначала читать простые сказки и потешки. Чем младше ребенок, тем чаще и устойчивей должны быть повторения, что способствует формированию устойчивых нейронных связей между отделами мозга. Более сложные литературные произведения следует добавлять по мере созревания нервной системы и психики ребенка.

С каких же сказок начать?

Для маленького ребёнка 1-2 года или для ребёнка постарше, но с проблемами развития, когда затруднено понимание речи (алалия с сенсорным компонентом, иногда РАС) или есть сильный дефицит внимания, лучшими считаются сказки, в которых рассказ накапливается и разрастается от персонажа к персонажу. Это сказки типа «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», посложнее: “Лубяная избушка”, “Три медведя”, “Лисичка со скалочкой”, “Петушок и бобовое зернышко”.

Слова в сказке многократно повторяются, а сюжет очень простой и фактически с каждым шагом наполняется только новым персонажем. Для взрослых это может быть скучно, затянуто, но для маленького ребёнка подобная сказка идеальна, потому что:

1. Легко следить за сюжетом, а значит меньше вероятности, что ребёнок запутается в персонажах, перестанет понимать, что вообще происходит и выключит внимание;

2. Бытовой сюжет – в этих сказках в основном знаком ребёнку и встречался ему наяву, а значит, будет легче переработать информацию;

3. Много повторяющихся слов, есть своеобразная ритмичность, как в стихах – тренируется словесная память;

4. Несмотря на лёгкость сюжета, ребёнок всё равно должен удерживать внимание, включать фантазию, представляя себе персонажей и их действия, устанавливать причинно-следственную связь между событиями и действиями персонажей.

 

А если ребёнок не хочет слушать?

У нормально развивающихся детей с плохим вниманием и гиперактивностью (таких детей, к сожалению, в наше время много), возникает проблема нежелания слушать сказку. А для детей с проблемами развития, особенно, если страдает понимание речи, это проблема еще более актуальна. Для исправления данной ситуации можно использовать следующие рекомендации:

1. Читайте сказки перед сном. К этому моменту ребенок обычно уже успокаивается, укладывается и не надо его специально усаживать, чтобы почитать.

2. Читайте медленно, разборчиво, не тараторьте. Если у ребёнка сложности с пониманием речи, то лучше упрощать чтение, пропуская не важные для сюжета слова;

3. Старайтесь читать выразительно, с эмоциями. Некоторые взрослые стесняются это делать, боятся показаться несерьёзными. Но благодаря эмоциям улучшается внимание маленького ребёнка и увеличивается вероятность, что ребёнок заинтересуется и послушает;

4. Каждому сказочному персонажу дайте свой, собственный выразительный голос. Ребенку будет проще понимать, кто в сказке сейчас что-то говорит или делает.

5. Этот простой приём помогает развивать у ребенка артистичность, эмоциональную сферу самого ребёнка. Когда малыш сам начнёт пересказывать сказки, он будет копировать взрослого, в том числе повторяя за ним интонацию, мимику и изображая эмоции.

6. Используйте книжки с качественными, яркими картинками и театры. Визуальное подкрепление помогает привлечь внимание ребенка, когда ему скучно просто слушать сказку, а тем более, если есть проблемы с пониманием обращённой речи.

Читая книжку с картинками, надо максимально показывать ребёнку всё, что прочитываете. Говорите “Дед” – показываете деда, “Баба” – тут же показываете бабушку. Таким образом, слушание тут же подкрепляется визуальными подсказками, и ребёнок не перенапрягает внимание, ему интереснее слушать, он не теряет нить повествования.

Иногда даже самые красивые книжки с картинками не интересуют ребенка. Тогда на помощь может прийти театр. Для примера возьмем сказку «Репка»: выставили декорации, рассказываете сюжет и добавляете нового персонажа по ходу сказки. Желательно, чтобы добавлял сам ребенок, так он будет еще более заинтересовано слушать то, что вы говорите, чтобы вовремя включить нового персонажа, быстрее самостоятельно начнет рассказывать сказку.

Материал для театра можно купить готовый, но полезнее смастерить своими силами – в интернете многие картинки легко ищутся по запросу “картинки для детского театра сказок”.

В сочетании с театром, у сказок появляется ещё одна полезная функция – ребёнок получает готовый сценарий для сюжетно-ролевой игры, что развивает эмоционально-волевую сферу, которая нередко отстаёт у детей с проблемным развитием.

Если уж углубиться в тему сказки, то можно придумать и вместе с ребенком выполнить дыхательные упражнения:

– скатать из ваты колобка и подуть на него;

– показать, как устали герои в сказке «Репка»;

– подуть на воображаемое перышко курочки Рябы.

А еще нарисовать или слепить героев сказки и вновь повторить, проиграть сказку.

Таким образом, народные сказки влияют на все стороны развития речи и на развитие ребенка в целом, несмотря на то что написаны они давно и имеют простой сюжет. Вся эта работа еще и ценна тем, что с ее помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт и общение. А что может быть важнее в детско-родительских отношениях.