Дети с особенностями развития хотят и могут рисовать!

В рамках проекта «ГОРОД НАДЕЖДЫ онлайн» снимаются видео уроки по обучению детей рисованию. Занятия проводит Голунова Надежда вместе со своей дочерью Ксенией.

Что же такое процесс рисования для детей, имеющих особенности развития? С самого раннего детства малыши берут в руки карандаши, фломастеры и краски, выбирают понравившийся цвет или цвета и пытаются рисовать.

Рисование – это художественная деятельность, которой ребенок занимается осознанно и самостоятельно. Это не просто веселое занятие, а сложный процесс, в котором мысленному образу, чувству придают видимую форму.

Для полноценного развития детям с ОВЗ просто необходимо рисование: оно способствует развитию мелкой моторики рук; во время рисования задействованы двигательные, зрительные, мускульные и осязательные анализаторы, развивается зрительно-моторная координация, память и концентрация внимания; рисование учит творческому мышлению, ведь создаваемые ребенком образы можно изменять, дополнять, придумывать что-то новое, ребенок ищет новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями. Все это реализует Надежда на своих занятиях.

В уроках принимает участие ее дочь Ксюша, что дополнительно стимулирует детей. Совместное творчество особенно интересно им, так они учатся сравнивать и оценивать результат работы другого ребенка. Занятия построены таким образом, чтобы они были доступны и для детей младшего возраста и для ребят постарше. Когда мы говорим о детях с ОВЗ, надо понимать, что навыки и когнитивные способности развиваются у них индивидуально, также у всех детей различный эмоциональный фон. Все это учитывается при разработке уроков, и, шаг за шагом, от простого к сложному дети осваивают это увлекательное занятие. Дети видят результат своей работы, это придает им уверенности в себе, они получают позитивные эмоции и способ самовыражения.

К каждому занятию Надежда создает учебную презентацию, которая совпадает с целью урока. В ней она знакомит детей с окружающим миром, рассказывает интересные факты о том, что будет рисовать ребенок, какие техники будут использоваться. Презентации очень яркие, красочные и позитивные, что дополнительно мотивирует ребенка, вызывает интерес и развивает воображение. При проведении видео уроков используются различные материалы и техники, что также вовлекает детей в процесс рисования и способствует их всестороннему развитию.

Изобразительная деятельность оказывает сильное влияние на развитие у детей с ОВЗ способности понимать и передавать в рисунках внутреннее состояние человека, его чувства и переживания. К примеру, перед ребенком предстоит задача нарисовать сказочного героя, и вот уже к концу урока на листе бумаги начинает происходить волшебство, все блестит и сверкает. Каждый нарисованный предмет, будь то осенний лист или ягода земляники, вызывает особые чувства и ассоциации. На уроках рисования ребенок учится передавать эти чувства, развивается образное мышление и воображение.

Дети с особенностями развития испытывают огромные трудности в овладении письмом, главной особенностью этого письма может быть его зеркальность. Рисование способствует устранению этих нарушений, ребенок смотрит, что и как делает педагог, учится внимательно смотреть и слушать, а затем повторяет то же самое у себя на листе.

Возможность остановить запись, позволяет ребенку, если он что-то не успел запомнить или прослушал, повторно посмотреть любой отрывок урока. Огромное значение для дальнейшей заинтересованности ребенка в занятиях рисованием имеет обратная связь с педагогом. Каждое выполненное задание Надежда оценивает и дает рекомендации родителям, а дети охотно откликаются на похвалу от педагога и у них появляется интерес и желание рисовать еще.

Рисование оказывает влияние и на развитие речи. Моторное развитие тесно связано с уровнем интеллектуального и речевого развития. Мозговые центры, отвечающие за движение рук, находятся рядом с центром речи и стимулируют его работу. Участвуя в уроках, дети знакомятся с различными предметами, явлениями, а также их свойствами. Это также способствует расширению у детей словарного запаса.

Занятие рисованием и творчеством вносит неоценимый вклад в развитие детей с особенностями развития, способствует всестороннему развитию, коррекции когнитивных нарушений и эмоционально-волевой сферы, а прививаемые любовь и желание к рисованию способствуют дальнейшему развитию ребенка.