Первый поход Семьи Земляных

Я до сих пор помню, как папа, когда мне было 14 лет, взял меня в мой первый поход на старенькой байдарке “Салют” по Угре. Подготовка к приключению и сам сплав по реке, оставили у меня яркие впечатления на всю жизнь, а водные походы с тех пор стали частью моей жизни. Походную жизнь испытали на себе и наши дети. Старшие прошли эту закалку ещё в детстве. А вот младший сынок Мишка, до сих пор был лишён такой возможности.

Ему уже 10 лет и он необычный мальчишка. У него ДЦП. Его состояние было настолько сложным все эти годы, что о походах по реке на лодке мы могли только мечтать. Но мечты – они же переходят в планы! И тогда они сбываются. Сделать невозможное возможным – можно! В этом году мы решили, что время пришло.

Взять в поход на байдарках ребенка, который не может самостоятельно передвигаться  и сидеть – задача непростая, а даже рискованная. Наша мечта осталась бы мечтою, если бы не горячая поддержка нашего друга, и его 14-летней дочки и их уверенность в том, что всё пройдёт хорошо. Да и мама Наталия мужественно решила, что такое путешествие просто необходимо сыну, ведь Миша взрослеет и уже достаточно окреп. И ему самому для развития  и поднятия жизненного тонуса и настроения нужно разнообразие и ощущения полного вкуса жизни, новые впечатления и эмоции. И мы начали планировать наш совместный поход! Спасибо, Дим! Спасибо, Светуль! Спасибо, дорогие! Это счастье – иметь таких друзей, как вы.

И вот, уже проверка походной амуниции, подготовка байдарок, сборы рюкзаков с активным участием сына. Затем заброска в верховья Угры Смоленской области.

Погода нам благоволила и мы успели спокойно собрать байдарки, упаковать вещи в герметичные мешки и загрузить в лодки. Глаза Мишутки горели, он рвался уже плыть, но когда его стали усаживать в лодку, у него глаза округлились от ощущения потери твердой почвы под ногами. Ведь байдарка, достаточно узкое и легко раскачивающееся суденышко. Наконец, наша группа из двух лодок пошла по воде.

В этом году вода в реке высокая, и берега совсем не похожи на прошлогодние. Гладь воды, цветущие лилии, островки и стремнины верховья Угры великолепны, и привлекают множество туристов из разных мест России. Через полчаса сплава мы освоились и уже без суеты наслаждались природой. Мишутка стал требовать весло и учился грести. Поиски первой стоянки увенчались успехом. Сначала на высокий берег выгружалась коляска, чтобы в неё можно было усадить Мишу, для наблюдения за высадкой всей компании. Затем разбивка лагеря из двух палаток, разведение костра и приготовление пищи. Сын помогал в выборе места для палатки, участвовал в розжиге костра и активно уничтожал приготовленные на огне блюда. Впервые для него домом была палатка.

Сон был настолько крепкий, что все планы раннего старта сдвинулись ближе к обеду. И вот, второй день на воде. Движение по реке, сосновые берега, утки, журавли, плеск испуганной рыбы… Мишутка освоился настолько, что придумал разные игры с водой – ведь дотянуться до нее так легко! Чтобы забраться на берег второй стоянки, пришлось потрудиться, но что мы увидели на следующий день! Ласкающее утреннее солнце, сквозь прозрачную хвою корабельных сосен, окрасило наш лагерь неописуемыми красками. Разнотравье нашей полянки, сбрасывая бриллиантовые капельки росы, источало неповторимые запахи. А сколько там было земляники! Чтобы где-нибудь присесть, надо было сначала собрать с этого поля ягоды! А купание в утренней прохладной реке нежно освежало тело и Миша с удовольствием играл с ласкающими потоками водоёма.

На второй день сплав начался совсем с задержкой, так не хотелось покидать это место. Однако вскоре нам встретился редкий песчаный пляжик  и мы сделали остановку. Миша строил горы из песка и копал каналы, прокладывал дорогу для машинок, которые взял с собой. Неожиданно небо покрылось черной тучей. Мы быстро сели в лодки и стали от нее удирать, но поиски третьей стоянки затянулся…

Вскоре нашли отличное место для отдыха.  Наступило утро. Все бы хорошо, но тучи кровососов не подпускали к реке. Стоило только высунуть нос из палатки, как на тебя тут же набрасывались полчища комаров. Рано снявшись с этой стоянки, мы пошли по уже широкой с длинными плесами реке. Течение было настолько стремительным, что берега проносились мимо нас, открывая все новые и новые виды. Места для купания мы конечно не пропускали. К обеду погода начала портиться. У нас был огромный кусок целлофана на случай дождя и вскоре мы его использовали. Устроившись двумя лодками под ним, мы сплавлялись как плот, лишь изредка подруливая, чтобы не воткнуться в берег. Моросить перестало лишь к вечеру. Воспользовавшись этим, мы остановились и – везение! Наверху в соснах оказалась неплохая стоянка! Тут тоже пригодился целлофан – из этого куска и весел мы соорудили хозяйственный шатёр и устроили в нем столик для еды. Мишка сразу окрестил наше сооружение – «палатка-кафе». Дрова, естественно, были сырые и мы долго провозились с костром, от чего Мишутке было только веселее. Ему нравилось ломать ветки, пилить с папой сучья, рубить щепу. В этот вечер нас выручил походный газовый примус –  позаботились наши друзья. Как только сели за столик, хлынул дождь и уже не прекращался целые сутки. На это время примус стал нашим лучшим другом. Он нас  согрел, накормил и подсушил вещи. Кафе пользовалось огромным успехом! Однако, пробыв под дождем почти весь день мы приняли решение доплыть до ближайшей деревни и завершить поход.

Утреннее солнце следующего дня позволило быстро собраться и позавтракав – отчалить. Пока шли до ближайшей деревни, солнышко пригрело нас и все мокрые ощущения забылись. Деревня Пески явилась, как из былинных русских сказаний. У излучины реки на высоком ухоженном берегу терема вперемешку с беседками в сосновой роще. Разместили детей и маму под одним из теремов, и тут шквальный ветер принес бурю и грозовой ливень. Ждать было нельзя, и мужчины разбирали байдарки, которые успели по щиколотку наполниться дождевой водой. Как только все было собрано, ливень прекратился, выглянуло жаркое солнышко и приехал вездеход. Оказалось, что из этой деревни, по берегу можно выбраться только на вездеходе, который нас провез по таким глухим местам, что мы видели из машины желтые от лисичек поляны, семейки белых и даже благородного красавца оленя.

Эвакуация прошла успешно, и к вечеру мы уже были в любимой Калуге. Первый поход для Миши стал таким приключением, что у него заметно изменилось многое в лучшую сторону. Он заметно повзрослел, резко увеличился словарный запас, появились новые стремления, которыми он делится с нами. Положительные последствия, наверное, ещё долго будут сказываться на его развитии. Для нас, родителей, это счастье, когда у ребенка появляется такой отклик на событие.

Первый поход нашего Мишки (впечатление мамы)

Главным событием лета 2020 для нашей семьи я считаю байдарочный поход. Это было круто!

Первый серьезный настоящий поход для нашего младшего сына Мишки! Главное событие лета для него и для нас!

Сказать что я волновалась? Конечно! Ведь Мишка особенный. Он не умеет и не может передвигаться. Вообще никак. Не может даже самостоятельно сидеть. Особенностей здоровья, иммунитета, питания, вообще самого существования Мишки так много, что для того, чтобы решиться маме на такое мероприятие, нужно было, чтобы сошлись звёзды.  Необходимо, чтобы Мишка был относительно здоров и крепок, снаряжение (включая сами лодки, которые верой и правдой служил уже нескольким поколениям) было готово, множество организационных моментов были в принципе решаемы. Поддержка нашего верного друга, опытного в походных делах  и его желание и возможность пойти вместе с нами, потому что поход в компании такого опытного товарища, да ещё и балагура, весельчака и прекрасного доброго верного друга, это уже праздник!

Но мы с мужем знаем (мы похожи с ним в этом) – горячее желание и вера в успех умеют разворачивать даже звёзды!

Мы решились! Мы очень быстро и дружно собрались! Мы подгадали удачные дни по погоде! Папа сделал невозможное – оторвался от своих главных задач – работы и обеспечения нашей семьи средствами существования. И мы отправились в поход, преодолели все предварительные трудности для того, чтобы испытать свою семью в настоящих природных условиях.

Я счастлива! Вот правда! Это было очень круто: красивейшая природа родного края средней полосы России, реальные физические нагрузки, адреналин, риск и эмоциональные впечатления походной жизни. Все было по-настоящему!

Как я рада, что нашему Мишке удалось наконец-то испытать того, что и для его папы Володи, и для меня с детства является самым любимым, интересным и важным – походы, и особенно – водные походы. Я выросла в походных условиях и наверное в детстве больше времени провела в палатке на берегу реки, чем в городской квартире.

Но вот опыта похода с особым ребенком у нас не было. И у наших друзей конечно тоже.

Мы счастливы, что все получилось! И отлично получилось!

Мишкин восторг, радость, гордость, счастье преодоления трудностей – это того стоило!

А теперь главное – чувство, которое я бы назвала “послевкусием”. Это то чувство, которое остается спустя некоторое время после события, когда эмоции улеглись и мы переосмысливает уже спокойно вспоминаем и оцениваем произошедшее.

Я бы назвала свое “послевкусие” от байдарочного похода летом 2020 года и гордостью за любимых. Это гордость и радость за моих мужчин – мужа и сына. Это очень важное и необходимое чувство для любой женщины.

Наш папа в очередной раз проявил свою мужественность, любовь, заботу, самоотверженность. Я гордилась его силой воли и выносливостью.

Мой любимый сынок Мишутка, несмотря на кажущуюся беспомощность, продемонстрировал всю силу своего характера: мужество, терпение и главное – настоящий, неподдельный, часто завораживающий меня и непостижимый оптимизм! Мишка – мой герой! Невзирая на сложнейшие испытания, выпавшие ему с рождения, он не только поражает нас своей жизнерадостностью, но и является для нас с мужем примером. В какой-то степени он  – наш учитель. Он научил нас по-другому смотреть на жизнь и переоценить очень многое.

Вот такой настоящий серьезный подход у нас был этим летом.