Распространенные мифы и заблуждения в области ABA-терапии

Прикладной анализ поведения (ABA) достаточно новый для России метод коррекции нарушений развития, связанных с расстройствами аутистического спектра. В русскоязычном пространстве существуют как сторонники, так и противники данного вида терапии. Отметим, что эффективность прикладного анализа поведения была неоднократно подтверждена научными исследованиями. Однако, как в сети Интернет, так и в среде некоторых представителей смежных подходов коррекции аутизма можно встретить множество высказываний против данного метода, которые являются всего лишь заблуждениями, возникшими из-за недостаточной информированности. Рассмотрим наиболее распространённые из этих заблуждений.

 

Заблуждение 1. «ABA-терапия – это обучение за столом с карточками».

Очень часто, когда люди ссылаются на вмешательство, полученное ребенком с РАС, как на ABA-терапию или как на прикладной анализ поведения, они имеют ввиду конкретную высокоструктурированную форму поведенческого обучения, более уместно называемую обучением отдельными блоками или дискретными пробами (DTT).

DТТ был впервые описан в 60-х годах прошлого века и был первым конкретным вмешательством, доказавшим свою эффективность для детей с аутизмом.

В рамках прикладного анализа поведения специалисты развивают навыки учащихся, разбивая их на более мелкие, обучаемые компоненты. Этим компонентам навыков обучают с использованием безошибочных методов обучения и дифференциального подкрепления, чтобы сформировать значимые и позитивные изменения в поведении. Обучение в рамках DDT обычно проводится за столом один на один с педагогом и состоит из множества сессий. И, чем больше учебных сессий, тем лучше! Но, это совсем не значит, что ребенок кричит и плачет, и силой удерживается за столом. Обучение все равно должно быть приятным и весёлым для ребёнка!

Однако, прикладной анализ поведения (ABA) не является синонимом обучения отдельными блоками DTT.

Такое непонимание и неправильное использование термина ABA затрудняет способность родителей и педагогов в полной мере оценить весь потенциал прикладного анализа поведения и препятствует повсеместному использованию его принципов. Полное понимание диапазона вмешательств, основанных на ABA, имеет очень большое значение, поскольку программа вмешательства должна определяться потребностями человека с РАС, его поведением и имеющимися навыками, которые рассматриваются в контексте проводимого вмешательства.

 

Заблуждение 2. «ABA – это дрессировка за конфету или игрушку. Этот метод не подходит ребёнку – он не животное».

Сравнение ABA-терапии с дрессировкой совершенно неуместно в связи с тем, что главной целью поведенческого вмешательства является обучение социально-значимому поведению, которое поможет улучшить качество жизни ребёнка и его близких (например: пониманию речи, обращению к взрослому с просьбой о желаемом, умению играть в игрушки, спокойно ездить в общественном транспорте и др.). Для животных же дрессировка — это обучение несвойственному им в природе поведению (например: езде медведя на велосипеде или прыжкам тигра через горящий обруч).

 

Заблуждение 3. «Прикладной анализ поведения эффективен только для маленьких детей с аутизмом».

Такие факторы, как ранняя диагностика, интенсивность и тип выбранного вмешательства действительно могут повлиять на динамику в развитии ребёнка с аутизмом. В медицинском сообществе часто появлялась информация о том, что до трёх лет мозг ребенка более восприимчив к созданию новых неврологических связей. Однако  не следует рассматривать этот период, как единственный “обучаемый” в жизни ребенка. Последние исследования учёных говорят о том, что мозг человека, в том числе аутичного способен обучаться на протяжении всей жизни. Также научные исследования показали, что люди любого возраста с расстройством аутистического спектра могут добиться прогресса в обучении с помощью прикладного анализа поведения.

Кроме этого, применяемые методы анализа поведения были эффективно применены во многих случаях (с пациентами после инсультов, нейротипичными детьми и взрослыми) далеко за пределами раннего возраста, а также за пределами области расстройств аутистического спектра.

 

Заблуждение 4: «Только 40 часов ABA-терапии необходимы для достижения положительного эффекта».

Национальный исследовательский совет (США) рекомендовал для детей с расстройствами аутистического спектра включение в программы с активным вмешательством на основе ABA по крайней мере в течение 25-ти часов в неделю. При этом отмечено, что наиболее важными направлениями обучения должны быть:

– функциональное, спонтанное общение;

– социальное обучение в различных условиях;

– обучение игровым навыкам с акцентом на правильном использовании игрушек и игре со сверстниками;

– обучение, ведущее к обобщению и поддержанию навыков в естественных контекстах;

– проактивные подходы к решению проблемного поведения.

Большая часть из вышеперечисленных целей может и должна формироваться в естественной среде ребёнка, в том числе родителями и не требует формата обучения один на один за столом.

 

Заблуждение 5: «ABA использует только пищевые поощрения».

Поведенческие аналитики часто практикуют использование съедобного подкрепления для клиентов: а) раннего возраста, б) имеющих ограниченный репертуар предпочитаемых предметов и/или в) имеющих нежелательное поведение. Съедобные продукты считаются одним из основных подкреплений в данном случае, потому что никто не должен учить нас, что пища может быть полезной – мы нуждаемся в ней, чтобы выжить. Однако даже для людей, для которых еда является эффективным подкреплением, специалисты по качественному анализу поведения будут предпринимать шаги, чтобы ввести другие виды подкрепления. Это часто делается путем спаривания с новым видом подкрепления (игрушкой, песней и т.д.) или социальной активностью (похвала, объятия, улыбка). С течением времени, новое поощрение должно приобрести такие же усиливающие свойства съедобного подкрепления.

 

Заблуждение 6: «ABA только для «тяжелых» детей с нежелательным поведением».

То, что ABA-терапия может быть применена только к «поведенческим» проблемам распространенное заблуждение. Оно заключается в том, что ABA-терапия предназначена для сосредоточения исключительно на нежелательном поведении, то есть социально-неприемлемом, самоповреждающем, агрессивном поведении. Однако поведенческие аналитики рассматривают поведение, как любой наблюдаемый и измеримый акт, который подразумевает под собой множество различных видов поведений, таких как вербальное поведение (понимание речи, экспрессивная речь), академические навыки (например: письмо, вычисление математических задач, чтение), навыки самопомощи и многие другие.

В заключение, мы можем дать главный совет родителям детей с аутизмом, который состоит в том, чтобы самостоятельно изучить информацию о коррекции аутизма и базовых принципах прикладного анализа поведения из достоверных научных источников: лекций, статей авторитетных врачей и учёных; книг по прикладному анализу поведения; сайтов, посвящённых помощи людям с расстройствами аутистического спектра (например: сайт фонда «Выход») и принимать дальнейшее решение о включении ребенка в ABA-терапию исходя уже из полученных знаний. Также данная информация в дальнейшем поможет ребёнку с вашей помощью обобщить полученные на занятиях знания и навыки как дома, так и в общественных местах.