Здравствуйте, Надежда! Очень рада, что появилась рубрика «3 вопроса». Моей дочери Ксении – 8 лет. Диагноз – атипичный аутизм. Она одинока, избегает общения с окружающими. В садик мы не ходили, в школу собираемся в следующем году. Словарный запас очень скудный, построить предложение или обратиться – сложная для нее задача. Эмоциональный сбой, а громкие звуки вызывают страхи и панические атаки. Присутствует негативная реакция на прикосновения. Физически развита хорошо. Коммуникативные навыки почти отсутствуют, присутствуют стереотипные движения.
Мои переживания и страхи…
Сможет Ксюша учиться в школе? Я рассматриваю вариант специализированной школы или интерната.
Как подготовить ее к социализации? Я имею ввиду, к тому, что она будет находиться в обществе?
Или рассмотреть вариант домашнего или надомного обучения?
Хотелось бы услышать Ваше мнение. Заранее спасибо. С уважением, Елена.
Медикаментозное лечение не используем, придерживаемся безглютеновой диеты и занятий со специалистами. (логопед, психолог, нейропсихолог). Прошли курс БАК и Томатис.
Ответ:
Здравствуйте, Елена! Спасибо Вам большое за вопрос! Я понимаю Ваше беспокойство, связанное с началом обучения дочери в школе. Это очень волнительный этап в жизни любого ребёнка и его родителей. Согласно Федеральному закону «Об образовании» в РФ гарантируется право каждого человека на образование, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Допускается также сочетание различных форм получения образования и форм обучения. Окончательный выбор формы обучения и формата образования в РФ остаётся за родителями. К сожалению, я ничего не знаю о Вашем ребёнке, у меня слишком мало информации, а из Вашего описания невозможно составить полную характеристику ребёнка, чтобы высказывать своё мнение по вопросу выбора формы обучения.
Вы написали, что у Ксюши аутизм и описали проблемы, с которыми Вам, к сожалению, пришлось столкнуться: отсутствие функциональной речи, сложности с социальным взаимодействием, проблемным и стереотипным поведением. Диагноз аутизм характеризуется наличием триады: нарушением в социальном взаимодействии, нарушенной взаимной коммуникацией, а также ограниченностью интересов и повторяющимся репертуаром поведения. В рамках прикладного анализа поведения существует вербально-поведенческий подход, который помогает понять, как выявлять и использовать естественную мотивацию ребёнка, чтобы у него появилось желание общаться и осваивать новые навыки. Используемые при обучении стратегии и методики вербально-поведенческого подхода способствуют развитию мотивации к общению, помогают ребёнку овладеть речевыми навыками, помогают наладить вербальную и невербальную коммуникацию, то есть воздействуют на ключевые симптомы аутизма.
Для ознакомления с принципами прикладного анализа поведения и методами анализа вербального поведения могу рекомендовать Вам книгу автора Мэри Линч Барбера «Вербально-поведенческий подход в ABA-терапии». Книга поможет Вам научиться лучше понимать своего ребёнка и мотивы его поведения, сформировать у дочери желание учиться новому. Руководствуясь новыми знаниями, Вы сможете изменять окружающую среду, создавая условия для коррекции проблемного поведения, эффективно обучать Ксюшу функциональной коммуникации, речевым навыкам, добиться более существенного прогресса в развитии, а также начать подготовку к её обучению в школе.
У многих детей с аутизмом не возникает выраженного стремления к общению с другими людьми, поэтому чтобы работать с этой проблемой необходимо организовать окружающую социальную среду ребёнка соответствующим образом. В связи с вышесказанным, рекомендую поискать для Ксюши подходящие для неё занятия в маленьких группах с понимающими и принимающими педагогами. Это могут быть совместные занятия творчеством, спортивные занятия, танцы и другие активности, как с детьми с ОВЗ, так и с нормотипичными детьми. Вам нужно определить, какие занятия имеют для Ксюши наибольший интерес. Возможно придётся попробовать несколько вариантов таких занятий. Для начала, можно приходить на 5-10 минут, наблюдать за другими детьми и привыкать к социальному окружению. Со временем можно увеличивать время нахождения Ксении на занятиях, а также начать применять уже освоенные ею в рамках вербально-поведенческого подхода навыки в ходе социального взаимодействия со сверстниками.
Елена, искренне желаю Вам с Ксюшей удачи в Новом году, пусть все Ваши желания исполнятся!