Здравствуйте, Надежда!
Меня зовут Галина, есть замечательная дочка – Мария. Маше 12 лет и у нее Аутизм и Эхолалия. К сожалению, эхолалия у нас двух типов: немедленная и отсроченная. Дочка повторяет только что услышанные слова и фразы. Например: «Ты будешь банан или конфету?», отвечает: «Конфету», даже если хочет банан (она не способна выбрать ответ– решение). При отсроченной форме расстройства повторяет информацию, услышанную некоторое время назад. Например: воспроизведение фраз из диалога в фильме, зацикленность после просмотра любимого мультика.
Меня беспокоит, что сразу два типа эхолалии присутствуют. Пройдет со временем? Или перейдет на новый этап?
Занимаемся с логопедом и психологом. На занятиях активно используются наглядные пособия, таблицы, аудио- и видеоматериалы. Предлагаем заменить эхолалический «ответ» выбором визуального ответа – указанием на картинку, предмет.
Занимаемся со специалистами уже 4 года, меняли педагогов, а динамики почти нет. Спасибо, за ответ!
Здравствуйте, Галина! Спасибо большое за интересный вопрос.
Начну с того, что эхолалия является расстройством речевого поведения и может проявляться при совершенно разных состояниях и нарушениях в развитии. Также эхолалия на короткое время появляется у детей раннего возраста с нормативным развитием, как один из этапов речевого развития. Однако при аутизме наблюдается довольно большая распространённость данного явления. Эхолалия часто приводит к нежелательным социальным последствиям для людей с аутизмом, поэтому работать с этой проблемой очень важно.
Отстроченная эхолалия или навязчивая речь довольно часто сопровождает аутизм. Повторение фраз из мультфильмов или услышанных в разговорах слов, можно рассматривать, как вокальное стереотипное поведение, выполняющее функцию сенсорной стимуляции. Одним их методов воздействия на самостимулятивное вокальное поведение является процедура блокировки и перенаправления реакции (RIRD), получившая доказательства своей эффективности по результатам научных исследований. Цель процедуры состоит в прерывании, в течение запланированного времени, стереотипного вокального поведения и перенаправлении на социально приемлемую вокальную реакцию, которая в свою очередь подкрепляется. То есть, в случае повторения Машей однотипных фраз или звуков, следует привлечь внимание ребёнка и вызвать у него социально-приемлемое высказывание, не совместимое с вокальной стереотипией. Например, задать вопросы, на которые Маша уже умеет отвечать: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет? «Какого цвета твоё платье?». После того, как Мария продемонстрирует три последовательные правильные реакции, необходимо предоставить социальное поощрение – похвалить: «Отлично! Ты сейчас правильно говоришь!». Конечно, прежде чем приступать к коррекции такого сложного поведения, лучшим решением будет собрать данные о частоте, интенсивности, продолжительности данного поведения и обратиться к специалисту для написания плана коррекции.
Немедленная эхолалия чаще всего свидетельствует о проблемах с пониманием обращенной речи. В описанном Вами случае с относительным вопросом с союзом «или», проблема, скорее всего, состоит в конструкции предложения, содержащем этот союз. Ребёнок не понимает смысл вопроса и автоматически повторяет последнее слово из вопроса или всё предложение целиком. Чтобы помочь Марии понять смысл данного вопросительного предложения, предложите ей сделать выбор между предпочитаемым предметом (например, банан) и не предпочитаемым, то есть чем-то, что она точно не любит (например, чеснок). Задайте вопрос: «Ты будешь банан или чеснок?». Если девочка ответит: «Чеснок», отдайте ей именно чеснок. Маша скорее всего откажется или оттолкнёт нежеланный стимул. Задайте вопрос повторно и сразу же, подскажите ребёнку правильный ответ: «Банан». После того, как ребёнок продемонстрирует верную реакцию, сразу же отдайте ему желаемый предмет. Тренируйтесь в любой подходящей ситуации с разными стимулами, меняйте местами в вопросе предпочитаемый и нежеланный стимулы. В последующем, делайте временную задержку, прежде чем дадите ребёнку подсказку, чтобы предотвратить зависимость от подсказок и дать возможность появления самостоятельного ответа. Когда Маша освоит выбор между предпочитаемыми и не предпочитаемыми стимулами, можно переходить к более сложным вопросам, содержащим уже подобные стимулы, а также различные глаголы и прилагательные: «Будешь банан или яблоко?», «Хочешь купаться или играть?», «Это собака или кошка?», «Огурец зелёного или красного цвета?», «Самолёт летит или плывёт?» и т.д.
Стоит также отметить, что для получения положительной динамики, корректировать экспрессивную речь, а также понимание обращенной речи, необходимо не только в рамках формальных занятий в кабинете со специалистами, но и в условиях естественной окружающей среды, то есть в домашней обстановке, на прогулке, в магазине и других общественных местах. Функциональную речь важно формировать в натуральной среде, которая содержит множество мотивационных стимулов, естественных подкреплений и возможностей для обучения. В результате, речь будет чаще использоваться ребёнком по назначению в правильном контексте, что несомненно в будущем повлияет на эхолалию, в сторону её уменьшения.