Лишняя хромосома — не помеха

 

Мы решили выяснить, как протекает развитие боевого спорта в среде инвалидов, и в частности среди людей с ментальными нарушениями, и мы узнали много интересного.

В России

Что касается непосредственно занятий спортом, в частности, единоборствами с ребятами с синдромом Дауна, то в настоящее время в России такие программы есть в дзюдо. Например, в Москве действует программа «Доктор дзюдо», руководителем которой является заслуженный тренер России Дмитрий Кузнецов.

Также в Вологде в Центре «Берег надежды» его руководитель и одновременно тренер, мастер спорта международного классаДмитрий Фирсов проводит тренировки как для детей с ментальными нарушениями, так и для здоровых. Ребята занимаются вместе, что способствует более быстрому восприятию детей с синдромом Дауна. Дети с ментальными нарушениями Центра «Берег Надежды» наравне со здоровым детьми выступают и на соревнованиях по дзюдо.

В Центре единоборств «Северное Бутово» в Москве, например, для детей с ментальными нарушениями проходят занятия по тхеквондо и ушу с элементами йоги. Они занимаются отдельно от здоровых ребят, но периодически тренеры стараются объединять тренировки, для налаживания взаимодействия.

Корреспонденту портала Боевой Спорт.ру удалось связаться с заместителем директора Центра «Берег надежды» Татьяной Шиловой, которая рассказала о деятельности Центра, о занятиях с детьми и о том, что им дает дзюдо:

«Мы занимаемся дзюдо с детьми с синдромом Дауна с октября 2014 года, с мальчиками и девочками. Тренировки проводятся в смешанных группах, то есть ментальники занимаются и выступают на соревнованиях со здоровыми ребятами. Это помогает и тем и другим. Наши тянутся за здоровыми, а те, в свою очередь, учатся толерантности и адекватно относится к ребятам с инвалидностью. Когда мой сын-ментальник встал на мостик из положения стоя раньше некоторых здоровых ребят, то и косые взгляды сменились на уважительные.

У нас в городе инвалидный спорт раньше развивался только на уровне веселых стартов. На мероприятия приглашали в основном детей из интернатов. Мы первые, кто вплотную начал заниматься спортом с домашними детьми. Чиновники нам жмут за это руки.

Ведь дзюдо дает наши детям прежде всего здоровье Они все с миотонией — мышечная слабость. Дзюдо дает развитие костной и мышечной системы. отрабатывается пластичность тела».

На предложение сказать что-то людям,  которые считают, что детям-инвалидам, особенно с ментальными нарушениями не место на татами, Татьяна Шилова ответила:

«Каждый человек — это личность. А личность должна быть уважаема окружающими. У нас в обществе считается, что инвалид-ментальник должен сидеть дома или в ПНИ и (извините за грубость) пускать слюни, а если он вышел на татами, то он может стать угрозой для этого общества в их понятии. В этом проявляется неприятие общества наших детей, а то, что они более сдержанные в своих эмоциях и более терпимы, это ни кого не волнует».

Нам также удалось связаться по телефону с Татьяной Ольховой — генеральным директором Всероссийской федерации спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, являющейся членом Параолимпийского комитета России, которая пояснила, что дзюдо вошло дисциплиной в этот вид спорта сравнительно недавно. В 2015 году в Санкт-Петербурге впервые прошли  Чемпионат и первенство России по дзюдо для спортсменов с интеллектуальными нарушениями, в которых приняли участие 48 человек. Также Ольховая отметила, что «положительно относится к занятиям дзюдо детей и взрослых с синдромом Дауна».

Напомним, что непосредственно на Параолимпийских играх дзюдо существует с 1998 года среди мужчин, и с 2004 года среди женщин.

В «спорт глухих» входят вольная борьба, греко-римская борьба, дзюдо, каратэ и тхеквондо.

В «спорт лиц с поражениями ОДА» — тхеквондо.

В «спорт слепых» — борьба и дзюдо.

В «спорт лиц с интеллектуальными нарушениями» — дзюдо.

Самбо активно подключается к занятиям с инвалидами.

Проводятся Всемирные летние игры для людей с ментальными нарушениями.

За рубежом

За рубежом практика занятий единоборствами с детьми-инвалидами, в частности с детьми с ментальными нарушениями, встречается чаще. Ребята с синдромом Дауна занимаются и выступают на соревнованиях по спортивной борьбе, дзюдо, бразильскому джиу-джитсу, тхеквондо и каратэ.

Например, Фабрисио Гавальо, первый в мире спортсмен бразильского джиу-джитсу с синдромом Дауна, получивший в декабре 2014 года черный пояс, тренируется со здоровыми людьми уже более 10 лет, хотя при рождении его матери сказали, что он вряд ли когда-нибудь сможет нормально ходить и вести активный образ жизни.

Алексей Хаустов, президент Союза боевого спорта:

«Что касается бразильского джиу-джитсу, то это один из самых безопасных для инвалидов видов спорта, особенно контактных. Борьба в партере не предполагает амплитудных падений, поэтому более безопасна. Кроме того, она развивает пошаговое мышление и, само собой, развивает гибкость и физические качества. В интернете полно роликов, где инвалид выигрывает даже у здорового человека. Это очень распространено за рубежом. В России пока нет практики и методики занятий джиу-джитсу с инвалидами и людьми с ментальными нарушениями. Но считаю, что джиу-джитсу необходимо взять на вооружение, и в будущем использовать его по полной программе для реабилитации и двигательного развития».