Воспитание и развитие любого ребенка это многогранный процесс, требующий значительных внутренних ресурсов от родителей.
Воспитание и развитие ребенка с особенностями развития отличается тем, что требует от самого ребенка и от его родителей еще больше времени, терпения и сил, без каких-то гарантий достижения ожидаемого результата. И основа этого процесса – вера и понимание, что это жизненно важно для этого маленького человека.
Порой на то, чтобы развить какие-то элементарные функции и навыки, которые его сверстники осваивают просто в процессе жизни, в ходе естественного развития, ребенок с особенностями развития, его родители, специалисты тратят месяцы, а порой годы.
И цель этой работы не в том, чтобы ребенок «не выделялся» и не привлекал к себе негативного внимания со стороны окружающих, от которого так тяжело и особенным детям и их семьям.
Настоящая цель этой работы научить ребенка тем основам, без которых невозможна его самостоятельная и полноценная жизнь: самостоятельно передвигаться, выполнять гигиенические процедуры, обслуживать себя в быту, общаться с другими людьми, духовно и творчески развиваться.
Для помощи родителям в 2017 году нашей организации создан Семейный клуб «Особая семья – поддержка, общение и развитие». Проект уникален для Калуги и Калужской области, так как он разработан родителями детей и молодых людей с особенностями развития, реализуется их силами при поддержке Фонда президентских грантов.
Мы не ждем, когда жизнь изменится. Мы меняем и создаем сами.
Для ребенка важно не только что он умеет, но и то, что его окружает, та среда, в которой он живет. А «особенный» ребенок как никто другой зависит от этой окружающей среды, фактически, в какой-то мере является её заложником, потому что зачастую он не может высказать свои мысли и потребности, озвучить свои проблемы и страхи. И оттого насколько адекватны, неравнодушны, грамотны и ресурсны люди, которые окружают его, от того, какие возможности для развития предоставили ему эти люди зависит вся его жизнь. Сейчас и в будущем.
В своей статье о наследственности и среде в педологии знаменитый психолог Л.С. Выготского пишет, что среда является источником всех специфически человеческих свойств ребенка, что если в среде отсутствует соответствующая идеальная форма, то у ребенка не разовьется соответствующая деятельность, соответствующее свойство, соответствующее качество.
Иными словами можно сказать, что если в окружающей среде ребенка, будь то семья, школа, друзья, общество нет примера как может быть (умения, навыки, отношения, взаимоотношения и т.д.), то он не сможет реализовать в полной мере те задатки, которые позволили бы ему этому научиться.
Кроме того, Л. С. Выготский сформулировал «формулу» воспитательного процесса: воспитание осуществляется через собственный опыт обучающегося, который определяется социальной средой, и роль преподавателя, при этом сводится к организации и регулированию воспитательной среды в жизни ребенка.
А это значит, что у ребенка должна быть возможность учиться, он должен приобрести собственный опыт при достижении цели.
Именно эта позиция отвечает основам нашего проекта. Создать вокруг ребенка здоровую и гуманную среду, в которой он является полноценным человеком, социальной личностью, имеющей возможности общаться и учиться всему тому, что необходимо ему в жизни, к чему тянется его душа.
В основу Семейного клуба заложен принцип комплексного взаимодействия с семьей, начиная от психологической поддержки родителей и других родственников, вовлечение их в различные совместные мероприятия, до индивидуальных и групповых занятий с ребенком с учетом его потребностей и интересов.
Родители все разные, со своими интересами и жизненной позицией. Дети тоже, в том числе, в части особенностей развития. Среди них и дети с нарушением развития слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. Если говорить о медицинских терминах и диагнозах, то наиболее часто встречающиеся это детский церебральный паралич, синдром Дауна, аутизм, задержка речевого и психического развития. Но мы, родители, живем не с медицинским диагнозом, а с ребенком. И для нас это просто дети. Просто для них нужно больше внимания, больше сил, больше специальных возможностей для развития.
Именно эти специальные возможности и решил создать для них «ГОРОД НАДЕЖДЫ».
Особое внимание уделено социализации детей, их общению друг с другом, интеграции их в обществе. По данному направлению проводятся самые различные групповые занятия (работа в мастерской, групповая работа с подростками, мастер-классы, совместное отмечание дней рождений, участие в праздничных мероприятиях).
Еще одно важное направление – эстетическое воспитание. Наши дети способны чувствовать, воспринимать, оценивать прекрасное в жизни и искусстве. Наш педагог художник-живописец смогла раскрыть и заинтересовать каждого ребенка и погрузить в мир ярких красок и эмоций.
Музыкальные занятия способствуют развитию слуха, речи, памяти, моторики. Звуки музыки пробуждают эмоции и чувства. Умение извлекать из инструмента мелодию дает ощущение маленького чуда, дает веру в себя и в свои возможности.
Театральная педагогика комплексно воздействует на все сферы психики ребенка. Через театральную деятельность происходит развитие внимания, быстроты реакции, находчивости, пробуждается воображение, улучшается пластика, дети становятся более дисциплинированными и самостоятельными, привыкают быть «на виду» в позитивном смысле этого слова.
Всего три года нашему инклюзивному танцевальному коллективу «Вместе с солнцем», а мы уже добились немалых успехов: становились лауреатами международных, региональных и городских конкурсов, принимали участие в различных концертах и праздниках как в Калуге, так и в Москве.
Каждое мероприятие, каждый концерт становятся для ребят ярким праздником, в создание которого они вложили свои способности, свою душу.
В нашей организации и в нашей работе нет более значимых или менее значимых направлений, важных или не важных задач.
Именно их многообразие создает ту общность, которая помогает каждому попробовать и найти что-то своё. Почувствовать себя причастным, значимым, нужным. Открывать в себе новые грани, а для себя – новые возможности.
Каждый – важен. Ведь вместе мы сможем многое!
МЫ БЛАГОДАРИМ ФОНД ПРЕЗИДЕНТСКИХ ГРАНТОВ ЗА ДОВЕРИЕ И ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ НАМ ВОЗМОЖНОСТИ!