Что такое сказкотерапия?

13 июня и 25 июля 2018 года в Семейном клубе вновь прошли встречи родителей с практическим психологом Козловой Юлией Александровной.

Темой июньской встречи стали взаимоотношения в семье. Тема широкая, в нее входят и проблема определения своего места в семье, и выстраивание отношений с мужем, детьми, и как правильно выстроить отношения, если в семье есть и особенный ребенок и нормотипичные дети…

Во время июньской встрече на многие типичные семейные ситуации мы смогли взглянуть совершенно под другим углом. Это оказалось с одной стороны — неожиданно для нас самих, с другой — забавно… Но главное, мы захотели что-то изменить прежде всего в своем поведении ради того, чтобы отношения с дорогими нам людьми стали ближе и гармоничнее.

Темой июльской встречи стала: «Сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей и взрослых».

Для примера мы предлагаем вам прочитать несколько терапевтических сказок для детей, имеющих страх темноты (сайт https://multiurok.ru/blog/tierapievtichieskiie-skazki-dlia-dietiei-imieiushchikh-strakhi.html).

Сказка про мышонка

В одном деревенском доме жил мышонок, такой маленький, серенький зверек с длинным хвостиком. Все у мышонка было хорошо: и тепло ему было, и сытно. Все, да не все. Была у мышонка беда по имени Боюська. Больше кошек мышонок боялся темноты.

Как только наступала ночь, он начинал бегать по дому и искать местечко, где посветлее. Но обитатели дома по ночам спали и свет всюду выключали. Вот и бегал мышонок без толку до самого утра.

Проходили неделя за неделей, месяц за месяцем, а мышонок все бегал и бегал каждую ночь. И так он устал, что однажды ночью сел на порог дома и заплакал. Мимо проходил сторожевой пес и спрашивает:

— Ты почему плачешь?
— Спать хочу, — отвечает мышонок.
— Так почему не спишь? — удивился пес.
— Не могу, у меня Боюська.
— Какая такая Боюська? — не понял пес.
— Боюська-а-а-а-а, — еще сильнее заплакал мышонок.
— А что она делает?
— Спать не дает, всю ночь мучает, глаза держит открытыми.
— Вот здорово, — позавидовал пес, — мне бы твою Боюську.
— Те-бе, — перестал плакать мышонок. — Для чего она тебе?
— Стар я стал. Как ночь наступает, глаза сами слипаются. А мне спать никак нельзя: я — сторожевой пес. Прошу тебя, мышонок, подари мне твою Боюську.

Мышонок задумался: может, такая Боюська нужна самому? Но решил, что псу она пригодится больше, и подарил свою Боюську. С тех пор мышонок спокойно спит по ночам, а пес продолжает честно сторожить деревенский дом.

Сказка про дракона

У меня есть знакомая девочка по имени Дарья. Мама и папа зовут ее Даша, а старший брат — Трусишка.

Год назад, когда Дарья была со всем маленькой девочкой, старший брат рассказал ей сказку о непобедимом трехголовом Драконе. Это чудище никто не мог победить, ни смелые богатыри, ни злые колдуны, ни добрые волшебники. Дракон был бессмертен. Если ему рубили голову, на ее месте вырастали три новые. Это была очень страшная сказка.

С тех пор Даша плохо спала. Каждую ночь ей снился один и тот же сон, что к ней в спальню врывается огнедышащий Дракон и… Даша в ужасе просыпалась. Девочка ни разу не сумела досмотреть это сновидение до конца, так ей было страшно.

Когда Дарья рассказала мне свой сон, я вспомнила, что все драконы — большие сластены, они очень любят конфеты и печенье. Мы договорились с Дашей оставить перед сном на тумбочке возле кровати блюдо со сластями и досмотреть сон до конца. На следующее утро Дарья рассказала мне продолжение сна. Когда Дракон ворвался в комнату и уже хотел на нее накинуться, ОН увидел блюдо с конфетами и печеньем. Дракон осторожно подошел к тумбочке и начал набивать свой рот сластями. После того как все было съедено, он тихо прошептал: «Даша, ты самая лучшая девочка на свете. Ты одна не стала рубить мою голову, а накормила конфетами и печеньем. Теперь я — твой друг. Никого и никогда не бойся, с сегодняшней ночи твой сон охраняет Дракон».

После той ночи Дашу перестали беспокоить ночные кошмары.

Сказка про Страшилок

В одном большом доме жили маленькие страшилки. Они были такие трусливые, что никогда не гуляли по дому днем. Страшилки тряслись от ужаса при одной только мысли встретить кого-нибудьиз обитателей дома. Только с наступлением ночи, когда все жители ложились спать, страшилки осторожно выбирались из своего убежища и пробирались в комнаты мальчиков и девочек, чтобы поиграть их игрушками.

Они старались быть тихими-тихими и все время прислушивались к звукам. Если в комнате раздавался чуть слышный шорох, страшилки сразу же кидали игрушки на пол и вскакивали на свои маленькие ножки, готовые убежать в любую секунду. Их волосы от страха поднимались дыбом, а глаза становились огромными и круглыми.

Можно себе представить, что было с детьми, которые про сыпались от звука упавшей игрушки и видели перед собой такое взъерошенное «чудовище». Любой нормальный ребенок начинал кричать и звать на помощь родителей.

От крика детей страшилкам становилось еще хуже. Они за бывали, где в комнате дверь, начинали прыгать из угла в угол, иногда даже запрыгивали на кровать к ребенку, но все же успевали убежать и спрятаться до прихода родителей.

Родители заходили в комнату, включали свет, успокаивали и усыпляли детей и уходили в свою спальню. И весь дом снова погружался в сон. Только маленькие страшилки не спали до утра. Они горько плакали в своем укрытии, потому что опять не смогли поиграть игрушками.

Дорогие дети, не пугайте страшилок по ночам своими криками, дайте им спокойно поиграть вашими игрушками.

А это еще одна замечательная терапевтическая сказка, которую можно прочитать не только ребенку, но и многим взрослым (https://www.u-mama.ru/read/obaby/text/tales/6509.html).

Притча о страдающей мышке

Жила была в одном подземелье маленькая серая мышка Марфа. Несчастная была мышка. Всегда печальная. Чудилось Марфе, что никто ее на свете белом не любит и никому то она не нужна.

Вот если бы пришел кто и сказал: ”Люблю я тебя Марфа, больше жизни люблю. Люблю так сильно, что готов от всего отказаться ради тебя и не есть? и не пить, а тобою одной любоваться”…

Так мечтала Марфа и день и ночь. Бродила она по подземелью и все ждала, когда ее мечта исполнится, и так страдала мышка, что порой и сама забывала есть и пить. Исхудала совсем. Заметили это соседи. Жаль им стало Марфу.

Пришла пожилая белая мышь, принесла ей пирог из овсяных зерен.

— На, дорогая, поешь! Совсем ты силы скоро потеряешь, — сказала белая мышь.
— Спасибо, соседка, да не в еде счастье. Никто меня не любит, не нужна я никому! — ответила Марфа.

Удивилась соседка и ушла восвояси, а пирог на столе оставила. Только расположилась Марфа у окна помечтать, опять стук в дверь, явился другой сосед — крот.

— Слышал я, соседушка, что ты голодаешь, — говорит крот. — Я, хоть и сам небогат, да гостинец принес.

Протянул крот Марфе сухую корочку хлеба.

— Спасибо, сосед, благодарствую, — ответила мышь. — Да вот только не голодна я, печалью своей сыта. Любви я хочу, счастья.

Удивился сосед и ушел, а гостинец свой на столе оставил.

Холодно стало в подземелье. Готовятся все жители к зиме, норки утепляют. Одна Марфа сидит у окна и о счастье мечтает.

Забеспокоились соседи. Пришли две подруги — мыши-портнихи, принесли Марфе шубку новую, серую, шелковистую.

— Вот, Марфушечка, тебе шубка, — сказали мышки. — Грейся зимой, не замерзай!
— Спасибо, подруженьки, — ответила Марфа. — Да не согреет меня шуба, когда любви нет.

Удивились соседки и ушли. Мечтала, мечтала Марфа, да и уснула.

Приснился ей сон, будто живет она одна в темном подземелье и нет вокруг ни души. Кинулась мышка искать соседей, а их и след простыл, будто и не было. Горько стало мышке. Испугалась она, заплакала. Заплакала и проснулась.

Огляделась кругом. Смотрит, на столе пирог, да корки хлеба. На крючке у двери шубка новая висит.

— Что же это я? Ведь всем я нужна. Все обо мне думают, заботятся! А я для них ничего не делаю!

Побежала Марфа к соседям. Пригласила всех в гости. Пирогов напекла. Обнимала всех и радовалась.

— Родные мои, любимые. Чтоб я без вас делала?

Часто мы не замечаем того, как люди заботятся о нас, как мы им нужны, так как ждем от них чего-то другого. Но ведь каждый проявляет любовь по своему! Не всегда также, как сделали бы мы. Оглядитесь вокруг. Может, и вы не хотите увидеть чьей-то любви?

Справка из Википедии: сказкотерапия — один из приемов в разделе психологии — психологическое воздействие на личность через сказки, способствующее коррекции проблем и развитию личности. В основе сказкотерапии лежит процесс связи между действиями в сказке и реальности. Область применения этого приема не имеет возрастных ограничений и может использоваться в работе как с детьми, так и со взрослыми. Цель сказкотерапии — мягкое искоренение страхов, коррекция характера, поведения и внутреннего состояния.

На встрече с психологом мы узнали, что существуют о сказки, помогающие скорректировать те или иные шаблоны поведения детей. Коррекция здесь играет роль замещения непродуктивного способа поведения продуктивным.

Для того, чтобы сказкотерапия привела к ожидаемому результату, необходимо придерживаться основных принципов при создании терапевтической сказки:

  • В ее основе должна лежать та же проблема, что и у ребенка, но завуалированная, без прямого сходства с ней.
  • В сказке необходимо предложить ребенку замещающий опыт, с помощью которого ребенок может выбрать тот или иной вариант действий для того, чтобы решить свою проблему.

5 правил сказкотерапии:

1. Если у вас сын, пусть главный герой будет мальчиком, а если дочка — девочкой. А вот имя героя лучше оставить выдуманным, чтобы у ребёнка не было ощущения, что это история непосредственно о нём или его друзьях, ведь герои в этих сказках не всегда поступают хорошо.

2. Добавляйте в сказки сюжеты из жизни вашего малыша — это сделает сюжет более знакомым и понятным для него.

3. Не делайте из сказкотерапии занятие. Рассказывайте сказку тогда, когда ребёнок этого хочет: не давите, не заставляйте, не настаивайте.

4. Рассказав историю, обсудите её с малышом. Ещё раз вспомните сюжет, спросите, что понравилось или не понравилось ребёнку, поинтересуйтесь его мнением: кто поступил хорошо, а кто — плохо, почему герой обрадовался или расстроился, как он себя чувствовал и пр.

5. Предложите ребёнку разыграть сюжет сказки с игрушками или покажите ему кукольный спектакль.

Сказка должна быть представлена в строгой определенной последовательности:

  • Жили-были — символизирует начало сказки, знакомит с действующими героями. Для ребенка 3–4 лет рекомендуется рассказывать сказки про игрушки, маленьких человечков или зверей. С 5 лет можно рассказать сказку про принцев и принцесс, волшебников и фей, солдат и др. Уже с 5–6 лет дети предпочитают волшебные сказки. Для подростков подойдут бытовые сказки и притчи.
  • И вдруг… Но вот однажды…- происходит столкновение героя с проблемой, которая напоминает проблему ребенка.
  • Из-за этого…- намекает на то, какого достижения не происходит, чего ребенок мог бы добиться без этой проблемы.
  • Кульминация — собственно, непосредственная борьба героев с трудностями.
  • Развязка — обязательно положительная.
  • Мораль сказки — герой извлекает поучительный урок из своего опыта, его жизнь кардинально меняется.

Чтобы создать сказку самостоятельно, необходимо действовать согласно следующему алгоритму:

a) Выбрать героя. Который будет близок к личности ребенка, но в то же время существенно отличаться. У героя должны быть схожие черты характера, возраст, пол.

b) Описать жизнь сказочного героя таким образом, чтобы ребенку удалось уловить сходства с его собственной жизнью.

c) Создать проблемную ситуацию, в которую попал сказочный герой, при этом она обязательно должна быть схожей с проблемой ребенка, описать чувства и переживания, которые испытывает сам ребенок.

d) Описать процесс поиска героем способа решения проблемы. Здесь необходимо усугубить ситуацию, подвести к логическому завершению поиска, что поможет подтолкнуть героя к нахождению правильного решения и к переменам. Сказочному герою могут попадаться второстепенные герои и существа, которые попали в ту же ситуацию. При этом герой со стороны может наблюдать, как существа находят выход из проблем. Здесь может появиться «мудрый наставник», который объяснит герою смысл происходящих событий. Ваша задача — показать ребенку ситуацию и ее решение с нескольких сторон, предоставить ребенку альтернативу, разные модели поведения, помочь ему отыскать положительные стороны в происходящем.

e) Герой сказки осознает ошибки в своем поведении и становится на правильный путь.

На занятии мы попробовали придумать групповую авторскую сказку, но это оказалось не так просто. Поэтому мы получили домашнее и задание и занятия на эту тему решено продолжить.

С нетерпением ждем следующей встречи с Юлией Александровной Козловой и друг другом.

До новых встреч! До новых сказок!!!

Смотрите также
Комментариев нет

Оставить комментарий