Каждый из родителей мечтает видеть своего ребёнка в будущем самостоятельным человеком. Важным фактором, является способность полностью себя обслуживать.
«ГОРОД НАДЕЖДЫ» и проект Семейный клуб «Особая семья — поддержка, общение и развитие в Калужской области» нацелены на то, чтобы научить детей с особенностями развития самостоятельности и самоконтролю.
В Семейном клубе проводятся занятия в кулинарной студии «Готовлю сам», которой руководит прекрасный педагог Ольга Игнатова.
Вы спросите: «Зачем вам это надо, если ребёнок всё время будет жить с вами?».
Ответ один: «Очень надо!».
Давайте посмотрим в будущее.
Бывают жизненные ситуации, когда человек, имеющий инвалидность остаётся один дома и большую часть времени или несколько дней предоставлен сам себе. Бывают случаи, когда родитель по состоянию здоровья не сможет в какой-то момент его обслужить.
Да и кто знает, что будет дальше? А самое главное — на что на самом деле способен ваш ребенок…
Научить детей и молодых людей готовить элементарные блюда, сервировать стол, мыть за собой посуду, при этом взаимодействовать с другими людьми — вот наша задача и главная цель занятии в кулинарной студии «Готовлю сам».
Ольга Игнатова прекрасно чувствует каждого ребёнка, видит его способности и разрабатывает программу под каждого участника. Занятия проводятся как индивидуальные, так и групповые. Дети с радостью выполняют указания педагога, отрабатывают технику приготовления «до механизма».
При этом используется пошаговое меню с картинками. У каждого ребенка сформирована своя индивидуальная «кулинарная книга», которой он может пользоваться как на занятиях, так и дома. Она навсегда останется у участника проекта, чтобы он в любой момент мог уточнить рецепт при приготовлении блюда.
Визуальный пошаговый рецепт облегчает восприятие поставленной задачи, помогают поэтапно выстроить логическую цепочку, успокаивает ребенка. Он не боится что-то перепутать или забыть.
Преодоление неприязни и страхов, это уже маленькая победа. Поверить в себя и сделать шаг в новое — большая победа!
Со временем появляется умение правильно пользоваться кухонной утварью, соблюдать меры безопасности, поочередность, проявлять заботу, внимательность, а главное — самостоятельность.
А как же детям приятно накрыть на стол и пригласить родителей, угостив блюдами собственного приготовления! Сколько гордости и взрослости в их глазах, когда мамы с аппетитом едят и приговаривают: «Как же вкусно! Молодец!».
Нам кажется, что наличие инвалидности не исключает умение проявить заботу о другом человеке. Наличие особенностей не повод, чтобы баловать и опекать больше, чем это нужно. В противном случае можно вырастить человека с ограниченными возможностями души.
Впечатлениями, делятся педагог и мамы участников проекта.
Надежда Г. : «Кто работает — тот ест!». Лапшу ели с огромным удовольствием. Не могли даже дождаться, когда остынет, только и слышно было сначала, как дуют. Хвастались потом старшей сестре, какая Ксюша хозяюшка. И домой ехать не хотела, хотела ещё готовить с ребятами! Это очень здорово, что детки не только готовить учатся, но и взаимодействовать друг с другом! И так приятно было, когда Ксюша угостила меня собственноручно приготовленным сырником, и вдвойне приятно было смотреть на неё, какая она от этого гордая и счастливая».
Елена Я.: «Спасибо Вам, Ольга Сергеевна! Егор не то, что взять в руки, он смотреть-то на сырое мясо не мог! А теперь его готовит)). Егор осваивает самостоятельное приготовление фарша и отрабатывает жарку котлет с пюре. Я так рада за него и вижу, что он сам рад и горд своими успехами»!
Татьяна Д.: «Жора с Женей сегодня готовили котлеты с овощным салатом. Каждый работал по инструкции в папке. Ольга Сергеевна поощряла их самостоятельность и давала инструкции только в случае крайней необходимости».
Татьяна Т.: «Ваня варил пельмени на ужин, вместе только процеживали пельмешки, я держала его руки с кастрюлей. Молодец, пересилил свой страх горячего».
Елена Ф.: «Павел вчера на занятии продолжил осваивать полный процесс приготовления котлет, макарон, овощного салата. Ввиду своих особенностей у Паши рвотный рефлекс на яйцо, он нас вчера удивил своей выдержкой, ему было очень неприятно, но он все-таки пересилил себя и взял фарш с яйцом в руки и сделал котлеты. Спасибо за занятие».
Анна Ш.: «Ольга Сергеевна, представляете, Миша вчера проголодался и принёс мне карточки с приготовлением котлеты! Звал меня готовить котлеты! Хорошо, что мы используем карточки, помогает ему объяснить, что он хочет».
Ольга Игнатова: «Всем спасибо за занятия! Обратите внимание на Егора. Ещё пару месяцев назад ему было противно брать мясо в руку даже на пару секунд, а сегодня он лепил котлеты! Ура! И сегодня он может быстро переключится с резки картофеля для супа (мелко) — на четвертинки для пюре! Я горжусь Егором! Его успехи поразительны!
Илюша уже без подсказок помнит алгоритм наших действий в приготовлении сырников!
А Максим показал такую концентрацию на занятии, что я подумала: а не подменили ли нам нашего Максимку?!
Девочки-хозяйки Аня и Вика продолжают „набивать“ руку, осваивают борщ. Но главное для них — освоение навыков резать, тереть, чистить!
Ксюша и Маша продолжают осваивать сырники, макароны, булочки, учатся взаимодействовать друг с другом, а также работать с различными предметами на кухне без посторонней помощи. Уже видны успехи!.
У Жоры с Женей другая задача, научиться готовить по рецепту без малейших подсказок. Жора и Женя с каждым разом все лучше совершенствуют свои навыки. Жора научился ждать. Женя стал работать быстрее.
Сегодня меня несказанно порадовал Ваня! У Вани много успехов — лучше всех режет капусту на борщ, не отвлекается на посторонние разговоры, полностью был вовлечён в процесс готовки, сам перекладывал овощи в кипящую кастрюлю, а также с моей помощью поставил противень в духовку! Я очень горжусь Ваней!
Паша большой молодец! Его работа с фаршем сегодня у нас вызвала не то, что восторг, а просто удивление! Сам лепит котлеты! Паша уже учится работать по меню! Выдерживает все не состыковки во время занятия!
Никита приходит на занятия с удовольствием, это уже большая победа. Освоил простейшие действия по приготовления омлета.
Я очень люблю, когда на занятия приходят братья или сестрички. Это очень сближает ребят! Приводите к нам гостей — у нас тепло и вкусно!»